Рейдерский захват? Для «Заречной» подбирают нужные руки

В Кемеровской области нездоровиться. Как главе, так прославенной угольной отрасли. Не успел новый собственник взять штурвал управления в свои руки, как от одной из крупнейших добывающих компаний попеременно отказались сначала в администрации региона, а затем и в одной из крупнейших банков страны — Газпромбанке. Шахтерам ничего не остается — только волнение и миллионы сожженных нервных клеток.

coal-471903_1280

Владельцем УК «Заречная» в текущем году стала одна из крупнейших угольных компаний Казахстана — одноименная «Уголь Казахстана». Шахта, несмотря на ведущуюся добычу, задолжала Газпромбанку астрономическую сумму, которую за долги тот решил продать третьим лицам. «Заречная» должна 58 миллиардах рублей: часть — выплаты в бюджет, но значимая часть — 45 миллиардов рублей — долги перед кредитными учреждениями и другими заемщиками, а еще порядка 4 миллиардов рублей — уже предоплаченный уголь. И всё это — до прихода нового собственника.

Предыдущие собственники бесконтрольно привлекли заемные средства, целевое использование которых четко не было определено даже на момент выдачи кредитов. А ведь деньги огромные. Куда же они пошли? На этом самом месте возникает множество вопросов. Они проистекают от того осознания, что из 45 миллиардов рублей, взятых в долг, лишь каждый третий рубль дошел до производственных мощностей, а все остальные рубли улетели в неизвестном направлении.

В структуру долга стоит погрузиться для того, чтобы понять откуда в истории взялся Газпромбанк. Этому кредитному учреждению принадлежит 13,5 миллиарда рублей из тех самых привлеченных 45 миллиардов рублей. 10 миллиардов должны были быть направлены на финансирование финансово-хозяйственной деятельности и пополнение оборотных средств, остальные 3,5 миллиарда — замена обязательств, вытекающих из кредитных договоров, перешедших к ООО «УВЗ-Логистик» на основании договора цессии с ОАО «Сбербанк России» на единое заемное обязательство. В октябре прошлого года произошла уступка заемного обязательства Газпромбанку.

Что сделал новый собственник? Менеджменту удалось многое: во-первых, снизить долги по зарплате и отказаться от плана сокращений, во-вторых, нормализовать выплату заработной платы, а к октябрю текущего года — за неполные пять месяцев стояния у руля — наладить добычу угля, оптимизировать работу шахты и, главное, выручить более миллиарда рублей от продажи угля. Профсоюз «Заречной» ожил, пошел на диалог и обрадовался новому транспорту. Плюс — 200 миллионов рублей вложено в запуск шахты «Алексиевская».

Казалось бы, дай шанс, не мешай и вот, прибыль уже в твоих руках. Но нет. Один из крупнейших банков страны просто фыркнул носом и решил продать задолженность компании некоей компании из Новосибирска — ООО «Торгово-промышленный союз» (ТПС). Но почему же не договориться с новым собственником, продемонстрировавшим свою озабоченность шахтой и людьми на ней работающими? Удивительно и то, что финансовое учреждение буквально за копейки отдало долги «Заречной» — менее чем миллиард рублей, что в 13 раз меньше всей суммы долгов. Хм…

Шахта — дело затратное, но все же расходы сосчитать возможно. Инвентаризация показала, что в неучтенных оказались порядка 15 тысяч тонн угля! Как?! Это ведь огромный объем. Еще 2 тысячи «неучтенки» — концентрат. Тут не будучи экспертом в этой области видятся схемы и распилы. Узнать подробности, конечно, не представляется возможности — что там делал предыдущий собственник, куда шел уголь, сколько денег получено — буквально черная дыра, в которой пропадает все незаконное.

Между тем, «Углю Казахстана» удалось сократить расходы на ГСМ более чем на 60%, — остается спросить куда девалось топливо прежде. Вопросов, как говорилось выше, слишком много. Как к предыдущим собственникам, так и к банку.

Руководство Кемеровской области в обращении к работникам «Заречной» называет новых владельцев «отмороженные собственники», объясняя это тем, что зарплата не выплачивается, а владельцы, мол, самоустраняются. Администрация области при этом не упоминает то, что новые бизнесмены из Казахстана не причастны к банкротству угольной компании. Тут может показаться, что все похоже на то, что кто-то решил избавиться от собственника — мол, оживил, а там уж наши липкие ручки справятся. А что, рейдеры не дремлют. Впрочем, лучше всего в этом деле разберутся правоохранители.

Рейтинг@Mail.ru