Конфликтное золото: тяжба вокруг Итакинского месторождения набирает обороты

Золото всегда было источником раздора. Сколько войн случилось в прошлом, сколько ещё случится… Некоторые идут уже сейчас. Правда, в отличие от былых времён, ныне войны за благородный металл ведутся вполне благообразно – через суды. Именно так, как это происходило в случае с Итакинским месторождением золота, расположенным в Забайкальском крае.

349053409590095093090933От благостных рукопожатий бизнесменов и до залов Арбитражных судов – всего несколько лет. Дело началось с того, что бизнесмен Виктор Литуев, контролирующий Ксеньевский прииск, получил лицензию на месторождение золота «Итака», а добычу решил вести вместе с партнёром – Сергеем Янчуковым и его «Мангазеей». Мол, последний вкладывает 20 миллионов долларов, а взамен получит юридическое лицо с лицензией на месторождение. Вполне рабочая договорённость в какой-то момент рассорила стороны. О том, что было дальше – в материале «Ленты.ру». Уж слишком много подробностей – как юридических, так и частных.

Если кратко описать суть корпоративного конфликта, в котором апелляционная инстанция Арбитражного суда встала на сторону господина Литуева, то речь шла о том, что партнёр бизнесмена якобы отказался от выполнения обязательств, а потому должен вернуть как лицензию, так и неустойку – 495,5 миллиона рублей. Противная сторона, конечно, с этим не согласна.

Начался совместный бизнес с совместного предприятия, в котором Виктор Литуев получил 50%, а вторую половину – Сергей Янчуков через ООО «Альянс». Только позже бизнесмен Литуев узнал, что компания «Альянс» находилась в залоге у банка. 20 миллионов долларов Янчуков так и не внёс, что и стало причиной разрыва сделки. Однако с этим уже не согласился инвестор, назвав Литуева «жадным человеком», который «передумал продавать актив за те деньги, о которых мы договаривались». Но, как всегда, у каждого – своя правда и факты.

Сделка, к слову, предполагала передачу лицензии еще одному предприятию — Могочинской горнорудной компании. А операционный контроль над Итакинской золоторудной компанией, на которую и была оформлена лицензия, осуществлял менеджмент Сергея Янчукова — по договоренности с Виктором Литуевым. Опять же, по договорённости, на Ксеньевском прииске, контролируемым Литуевым, появились люди Янчукова – контролировали финансовые вопросы. И это – довольно важный момент для дальнейшего повествования.

Спор в Арбитражном суде дошёл до апелляционной инстанции, которая встала на сторону господина Литуева, обязав вторую сторону вернуть лицензию на Итакинское месторождение и выплатить неустойку в 495,5 миллиона рублей. Не согласившись с решением, сторона Янчукова подала кассационную жалобу и той дали ход. Однако за 4 дня до заседания суда правоохранительные органы задержали генерального директора Ксеньевского прииска Егора Литуева – сына Виктора Литуева. Того обвинили сразу по двум статьям – незаконная вырубка леса и, что куда более важнее, в присвоении и растрате. Сумма, фигурировавшая в этом деле довольно значительная – 125 миллионов рублей. Однако Литуев-старший связывает арест сына и заключение его в СИЗО на несколько месяцев ни с чем иным, а только с корпоративным спором с господином Янчуковым.

Следственные органы упорно утверждали, что имеются основания для задержания и этапирования Литуева-младшего в Читу, а далее – в Могочу. «Самое циничное заключается в том, что моего сына сделали заложником», — сказал тогда «Ленте.ру» Виктор Литуев.

Растратой, о которой утверждало следствие, стали 125 миллионов рублей, которые Ксеньевский прииск заплатил ИП «Крестьянинов» за сервисные услуги, позволившие существенным образом повысить эффективность работы прииска и, как следствие, повысила доходность предприятия. Однако сторона господина Янчукова заявила, что их обворовали, воспользовавшись неведением. Однако Литуев-старший, как и Литуев-младший, это категорически отвергали, указывая, что по соглашению на прииске работали люди Янчукова: финансовым контролером «Ксеньевского» стала сотрудник ГК «Мангазея» Людмила Арутюнян. Имеется соответствующий приказ генерального директора. Более того, госпожа Арутюнян не только контролировала все сделки предприятия, но и имела права подписи финансовых документов. То есть, о состоянии предприятия господин Янчуков имел информацию из первых рук, не говоря о том, что он был членом совета директоров прииска, а именно совет утверждал годовую отчётность компании. И именно он утверждал (документ также имеется в редакции) годовой отчет компании, в частности, за 2017 год, когда работа с тем же ИП «Крестьянинов» уже была в разгаре.

При таких обстоятельствах едва ли можно поверить в то, что Литуев-младший неким образом исхитрился вывести из компании десятки миллионов рублей без ведома финансового соглядатая. Из СИЗО Литуев-младший был отпущен по решению суда, но дело пока не закрыто.

Второе обвинение – незаконная вырубка леса. Здесь бизнесмены Литуевы также отвергают обвинения, указывая, что сам прииск работ по вырубке никогда не вёл, отдавая эту работу подрядным организациям. Что, кстати, является обычной практикой для золотодобывающих компаний. По этому обвинению также существенных доказательств следствием представлено не было.

Пока Литуев-младший находился в СИЗО, в Ксеньевском прииске попытались сменить генерального директора: вместо арестанта «назначили» Алексея Кравченко. Тот долгие годы работал в полиции Забайкалья, курируя экономический блок. Однако войти на предприятие, несмотря на «решение акционера», ему не дала охрана прииска. На стороне Литуева-старшего выступила ФНС, отказавшаяся вносить изменения в ЕГРЮЛ и менять генерального директора. По удивительному совпадению спустя некоторое время Кравченко скоропостижно скончался от естественных причин.

Словом, пока до финала в истории далеко. Однако Виктор Литуев не намерен сдаваться – его в конце концов поддержал суд. По его словам, Ксеньевский прииск вполне успешен – по итогам 2018 года добыты рекордные 1,311 тонны золота. А финансовое состояние компании позволяет не только платить достойную зарплату работникам, но ещё и отправлять деньги на благотворительность. Так, средняя зарплата на предприятии составляет 76 тысяч рублей. А на благотворительность за два года направлено свыше 35 миллионов рублей: помощь оказана Фонду развития Забайкалья, совету ветеранов, администрациям Могочинского района и ПГТ Ксеньевска, Богоявленскому женскому монастырю, православному храму преподобного Серафима Саровского и просто нуждающимся людям. Нельзя не сказать, что благодаря инициативе семьи Литуевых построен один из самых красивых в Забайкалье храмов — храм в честь Святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Уверенности в будущем бизнесмен не теряет. Хотя и понимает, что за очень интересным активом будет вестись охота. Не тех, так других. Ведь Итакинское золоторудное месторождение — лакомый кусок. Его запасы оцениваются в 62 тонны. Лицензия на разработку ископаемого продлена до 2023 года. В отличие от других месторождений, это расположено всего в 50 километрах от железной дороги. Там уже есть золотоизвлекательная фабрика и вся необходимая инфраструктура, включая ЛЭП. Актив оценивается в 100 миллионов долларов.

Рейтинг@Mail.ru