«Дай миллион»: как пандемия изменила отношения стартапов и корпораций

Начинающие бизнесы и корпорации имеют много общего. Одним нужна материальная поддержка для развития, другим — новые идеи и разработки. Однако последние и до пандемии не спешили массово вкладываться в стартапы. Как изменились их отношения сегодня? Какие стартовые бизнес-проекты сейчас интересны крупным инвесторам?

imageВ поисках денег. Оба сектора в условиях пандемии столкнулись с большими сложностями, прежде всего, в вопросах управления рисками и финансирования. Однако корпоративному сектору оказалось проще решить вопросы с кредитованием и прямым финансированием и в максимально короткие сроки наладить механизмы выявления, анализа, оценки и управления рисками в работе с новыми видами угроз. Стартап-индустрия, которая в вопросах финансирования зависит от венчурных структур тех же корпораций, краудсорсинговых платформ либо благосклонности частных инвесторов (бизнес-ангелов), столкнулась с серьезными проблемами.

Правда, важно подчеркнуть, что серьезные трудности с финансированием в стартап-индустрии наблюдаются лишь у тех, чья деятельность не связана с разработкой решений для медицины, удаленной работы, обучения или доставки еды, посылок и продуктов. Если говорить в процентах, то сейчас стартапы, не задействованные в вышеуказанных областях, составляют всего 1–2% от общего числа начинающих бизнесов. Остальная индустрия показала бурный рост примерно на 70–80%, что сравнимо со среднемировыми показателями.

Как меняется бизнес-модель? В принципе, бизнес-модели корпоративного сектора и стартапов сравнивать сложно, поскольку суть стартапа заключается в отсутствии такой модели по определению. Стартап представляет собой группу энтузиастов, у которых есть концепция того, что они хотят создать (часто очень приблизительная), но нет средств на реализацию этой идеи. Или же у них есть очень ограниченный объем собственных ресурсов, которых хватает только на прототип. С ним энтузиасты путешествуют по различным выставкам и форумам в поисках возможных источников финансирования.

Если повезет и стартап заинтересует венчурный фонд, бизнес-ангела или бизнес-инкубатор, ему предоставят средства и ресурсы и будут внимательно следить за его ростом и развитием. При условии жизнеспособности идеи и достаточности финансирования примерно 5–7% из получивших ресурсы стартапов дойдут до стадии, когда их перекупит та самая крупная корпорация или стартапер примет решение развивать компанию самостоятельно, доведя ее до стадии регулярного бизнеса и формирования полноценной системы управления.

Корпорация же, в свою очередь, — это сложившаяся организация, имеющая статус и значение для отрасли, в которой работает. С устойчивой и достаточно жесткой системой управления, четкой стратегией и механизмами регулирования. У корпорации есть доступ к источникам финансирования не только на открытом рынке, но и в форме государственных программ и механизмов.

Подобная схема обеспечивает корпорации устойчивость и стабильность, но лишает мобильности и адаптивности. Это следствие величины и значимости таких организационно-правовых форм ведения бизнеса. Но, с другой стороны, корпорации имеют широкие возможности для развития так называемого внутриорганизационного предпринимательства. В его рамках создаются проектные команды и реализуются подобия стартапов, которые, в случае успешности, могут быть масштабированы до размеров полноценных частей организационной и производственной структуры.

В чем проблемы? Проблемы во взаимоотношении корпорации и стартапа возникают лишь тогда, когда стартап-проект не реализуется и корпорация понимает, что финансирование было выделено впустую. Хотя зачастую это финансирование выделяется как венчурное, то есть высокорисковое и, следовательно, не имеющее гарантий возврата в случае неудачи.

В целом в мировой практике корпорации очень часто готовы заниматься финансированием стартапов на условиях приоритетного выкупа потенциально доходного бизнеса и встраивания его в корпоративную структуру. Такие формы взаимодействия наиболее распространены в автомобильной, высокотехнологичной, фармацевтической промышленности. Говоря об отечественной практике, следует отметить, что российские корпорации до пандемии были весьма активны при взаимодействии со стартапами в высокотехнологичной сфере и фармацевтике. Во время пандемии сотрудничество принесло плоды и позволило этим отраслям вырасти на фоне падения всех остальных отраслей.

Какие же причины сегодня могут отбить у крупной компании интерес к работе с начинающим бизнесом? В основном прозаичность и непроработанность идей, которых достаточно на рынке. Еще одной причиной может быть нежелание стартапера рисковать собственными средствами: если вы сами не верите в свое дело, убедить потенциального инвестора в его успешности будет очень сложно.

Как заинтересовать? Чтобы заинтересовать корпорацию, получить финансирование и стать лидером рынка, современному стартапу нужно пять обязательных слагаемых:

1) подробная концепция перспективной идеи;

2) готовность вкладывать в развитие собственные средства;

3) идея в сфере высоких технологий, фармацевтике, медицине, решений для удаленной работы, учебы;

4) готовая пойти за лидером команда;

5) толика удачи.

Михаил Хачатурян, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Откровенно RU (Калининград).

Вам может также понравиться...

Рейтинг@Mail.ru