Латвия покрывает преступления нацизма

imageВ Париже постоянное представительство Латвии при ЮНЕСКО отменило проведение выставки, посвященной малолетним узникам нацистского концлагеря Саласпилс.

Экспозиция должна была открыться в Париже в конце января, но Латвия неожиданно отказалась от ее проведения. В постпредстве Латвии собкору Балтийского репортера это решение объяснили тем, что выставка якобы может повредить имиджу Латвии в период ее председательства в ЕС.

Проведение экспозиции планировалось в рамках международного проекта, в котором участвовали историки из разных стран. Организаторы планировали донести мысль о том, что «не бывает преступлений против одного народа».

Досье. Са́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») — концентрационный лагерь (нем. Polizeigefängnis und Arbeitserziehungslager Salaspils, а также Lager Kurtenhof), созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Официальное название — Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового воспитания. Существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Осенью 1941 г. лагерь строили привезенные в Латвию евреи из Германии. Первые узники (жители Латвии, подозреваемые в сопротивлении оккупантам) появились в лагере в мае 1942 г. В конце 1942 г. к ним добавили уклоняющихся от всеобщей трудовой повинности.

В марте 1943 г. в лагерь начали помещать крестьян из Латгалии, уклонявшихся от поставок сельхозпродукции и уплаты налогов, женщин и детей, вывезенных из сел Белоруссии, Псковской и Ленинградской областей во время карательных антипартизанских операций (так, в феврале-апреле 1943 г. во время операции «Зимнее волшебство» лишь из Освейского района Витебской области были вывезены 14 175 жителей — взрослые на работу в Германию, дети — в Саласпилс), а также дезертиров, бежавших из созданного оккупантами Латышского легиона. 3 декабря 1942 года в письме командира полиции безопасности СД в Латвии генерал-комиссару в Риге указано, что Саласпилсский лагерь, несмотря на официальное название, по отношению к заключенным и использованию их труда приравнен к немецким концентрационным лагерям.

Весной 1944 года в лагерь стали помещать представителей латышской интеллигенции, которые призывали население бойкотировать приказы немецкого командования и уклоняться от службы в Латышском легионе. Часть из них стала лагерными охранниками.

В Саласпилс на уничтожение (через расстрел) направлялись заключенные из тюрем. В этом же лагере содержались литовские генералы, которые отказались создать в Литве легион Waffen-SS. Благодаря этим людям, планы по созданию литовского легиона так и не воплотились в реальность. Весной 1943 года германские войска, отступая под ударами Красной Армии, поголовно угоняли с собою всё население оккупированных областей Советского Союза. В связи с этим усилился приток советских детей в концлагеря и тюрьмы на территории Латвии.

В Саласпилс также помещали латвийских евреев: большинство обитателей Рижского гетто (26-27 тыс. человек) были уничтожены в ходе двух акций в Румбульском лесу 30 ноября и 1 декабря 1941 года. Оставшиеся в живых были помещены в так называемое „Малое гетто“, которое было ликвидировано 2 ноября 1943 года. Выжившие в „Малом гетто“ были перевезены в концлагерь Кайзервальд в Межапарке и в Саласпилсский лагерь смерти.

Всего через Саласпилсский лагерь прошли около 100 тыс. заключенных.

В августе 1944 года оставшиеся в живых заключенные лагеря были вывезены в концлагерь Штуттгоф. Перед приходом советских войск почти все лагерные бараки были сожжены.

Оставшиеся бараки были использованы для создания лагеря для немецких военнопленных, содержавшихся там вплоть до октября 1946 года.

В 1967 году на месте лагеря был создан Саласпилсский мемориальный комплекс.

В 2006 г. на месте захоронения 146 немецких военнопленных был установлен березовый крест.

Данными экспертизы и свидетельскими показаниями констатируются факты следующих способов истребления людей:

Нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами;

Голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти. Наряду с этим, немало жизней унесли инфекционные заболевания;

Отравление больных детей и взрослых мышьяком;

Впрыскивание различных веществ (в основном — детям);

Проведение операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей);

Частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти (только детей);

Применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы;

Пытки;

Смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их на узников;

Тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопровождаемый избиениями;

Тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови (каждый раз до состояния обморока);

Казнь через повешение;

Смерть в душегубках — специальных газовых камерах, установленных в автомашинах («Газвагенах»);

Закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключением судебно-медицинских экспертов от 12 декабря 1944 года);

Убийство путём раздробления голов прикладами — способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов».

С матерями-узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя некоторые матери сходили с ума. Детей в возрасте до 6 лет собирали в отдельном бараке, где не заботились о лечении заболевших корью, а усугубляли болезнь купанием, после чего дети умирали за 2—3 дня.

Только в марте 1943 года сразу пригнали 20 тысяч советских граждан вместе с детьми. Эсэсовцы сразу же отбирали детей у родителей. Происходили ужасные сцены. Матери детей не отдавали, немцы и латышские полицаи буквально вырывали детей из их рук… Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год таким образом погибло более трёх тысяч детей.

Прибытие в лагерь: несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5—6 суток.

Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком). …детей, начиная с грудного возраста, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день.

Детей грудных и в возрасте до 6 лет помещали в этом лагере в отдельный барак, там они массами умирали и заболевали корью. Больных корью сразу уносили в так называемую больницу лагеря, где сразу купали в воде, чего нельзя делать при этой болезни. От этого дети через 2—3 дня умирали. Они синели, корь шла внутрь организма. Таким путем в Саласпилсском лагере немцами было умерщвлено детей в возрасте до 5 лет более трёх тысяч — это в течение 1942—1943 гг. — с 18 мая 1942 года до 19 мая 1943 года, то есть в течение одного года.

Вам может также понравиться...

Рейтинг@Mail.ru