Директор НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского — о дне сегодняшнем и перспективе российской медицины

В России несколько лет трудно было вообразить операцию на сердце без скальпеля.

Ныне это реальность в нескольких медицинских центрах мира. Примечательно, что технология российская — доктора Амирана Шотаевича Ревишвили.

По его словам, это не чудо, а ежедневная кропотливая работа. А как же иначе? Ревишвили — автор и соавтором 845 научных работ. У него — 12 патентов, включая 6 международных. Причем, таких продвинутых в медицине государств как США и Германия.

Амиран Шотаевич свыше 20 лет возглавлял отделение хирургического лечения тахиаритмий НЦССХ имени А. Н. Бакулева и в этом качестве, перво-наперво, его знали как аритмолога мирового значения. В 2016 году, с января, академик стал у руля Института хирургии имени А. В. Вишневского. Надо ли говорить, что это одно из значимых медучреждений Российской Федерации.

imageИтак, знакомьтесь, уважаемый читатель: академик РАН, лауреат государственных премий СССР и России Амиран Шотаевич Ревишвили…

С год назад институт Вишневского перепрофилировали в Национальный медицинский исследовательский центр. Для чего и чем это обернулось на деле?

Академик Ревишвили даёт простой ответ: в целях обеспечения доступности передовых медтехнологий для жителей даже глубинки. Как заявлено, для этого сделано немало. Следуя в этом направлении, в России создают усовершенствованную трёхуровневую система врачебной помощи. Структура по всей стране будет создана по степени нарастания сложности лечения — муниципальные учреждения здравоохранения, межрайонные медцентры, региональные клиники.

Интересно, что в 2017 году на практике заявлен и четвёртый уровень. А именно: 22 национальных медицинских исследовательских центров. Они охватывают всю России. Институт Вишневского — в этой же элитарной двадцатке.

Задача архисложная: хирургия высокого качества должна быть во всех регионах страны РФ. Но, чтобы намерения превратились в реальность, институт, руководимый Ревишвили, призван обучать практиков, внедрять прогрессивное оборудование, держать под контролем применение передовых технологий.

Как поведал академик, деньги на лечение пациентов поступают. Наряду с этим, ведется огромная работа по обеспечению финансирования из внебюджетных источников. В этих целях учрежден благотворительный фонд. Формально, Центр развития инновационной хирургии имени А. В. Вишневского не имеет к нему отношения. Однако практически все привлеченные этим фондом деньги будут израсходованы на развитие именного этого учреждения: капремонт зданий, приобретение оборудования, увеличение зарплат сотрудников, поддержка ординаторов и аспирантов. Разумеется, не останется в стороне наука.

Ныне привлечение внебюджетных средств медучреждениями указано в их уставах. И в этом академик Ревишвили не видит ничего предосудительного. Например, по желанию пациента, ему предоставят отдельную палату со спецусловиями. Ученый особо подчеркивает, что все внебюджетные средства тратятся на повышение качества хирургической помощи пациентам и для стимулирования сотрудников.

Среди достижений Амиран Шотаевич отмечает крупнейший в России ожоговый центр, единственный в своем роде Центр ран и раневых инфекций. В этом же ряду развиваются абдоминальная, печеночная хирургия, хирургия поджелудочной железы и так далее. Все трудно перечесть сразу. Свою основную задачу в этом руководитель видит в сохранении и совершенствовании обширного наследия, в восстановлении школы мирового уровня института имени Вишневского.

Москва — на особом счету: образован Центр рентгенэндоваскулярной хирургии, там построены 4 дополнительные операционные, приобретены 3, высокой стоимости, установки рентген-аппаратов. Пикантно, что до этого в наличии находилась одна и та неработающая.

Как результат, в Центре рентгенэндоваскулярной хирургии в 2017 году сделано 1170 операций. Их объем нарастили в два раза по сравнению с 2015 годом. В сфере коронарографии, диагностики сосудов сердца число диагностических процедур возросло с 200 до одной тысячи — в том же центре. Ныне в четырех операционных ежегодно проводится две с половиной тысячи операций. Для сравнения: в 2015-м — лишь полтысячи.

За всем тем, создан Аритмологический центр, который заменил собой аритмологическое отделение. Там, как рассказал собеседник, делали несложные операции: имплантации кардиостимуляторов у больных с редким ритмом сердца — сотню в год. Теперь же — 900. При этом, если до этого работали лишь с пациентами с редким ритмом, то в настоящее время помощь оказывается больным со всеми видами нарушений ритма сердца.

И немудрено. Имеется Центр неинвазивной диагностики. Диагностика осуществляется компьютером, созданным под руководством академика. Такие компьютеры теперь работают и в России и за границей.

Как сообщил доктор Ревишвили, штатная структура института приведена к наиболее эффективному знаменателю. В итоге, если в 2015 году прооперировали пять тысяч пациентов, то в 2017 году — более восьми тысяч. С одновременным ростом качества и безопасности хирургической помощи.

Однако не обходится без проблем. В частности, как рассказал собеседник, не хватает многих видов техники. А ведь институт должен быть не только хирургическим полигоном, но и совершенным диагностическим центром, развивающим реабилитацию.

Как указывалось, открыты 4 новые операционные. Всего действующих, всё зависит от нагрузки, — 6-8. В то же время центр нуждается в 15 операционных. Однако дело сдвинулось с мертвой точки. Властями РФ одобрен план строительства 8-этажного здания с шестью операционными. Как ожидает академик, это будет современнейший центр инновационной хирургии.

— Сегодня моя цель — не допустить разрушения человеческих и профессиональных связей, которые сложились в институте за многие десятилетия, — поведал академик Ревишвили.

Самым большим своим достижением ученый и выдающийся организатор медицины считает уход пациента домой на второй-третий день после операции и, казалось бы, простые слова: «Спасибо, доктор!»

Вам может также понравиться...

Рейтинг@Mail.ru