Законопроект по крабам глава Росрыболовства проталкивает, прикрываясь именем Путина
Представители отечественного рыболовного комплекса не на шутку встревожены: профильное ведомство — Росрыболовство — выступило с инициативой, которая может подорвать отрасль. Менее недели назад анонсированы изменения в закон о рыболовстве, которыми меняются принципы распределения квот на вылов краба.
При этом, глава ведомства Илья Шестаков позиционирует документ как уже принятое решение в последней инстанции, одновременно оправдываясь — мол, есть некое поручение президента Владимира Путина, которым-де и меняются правила. Но, есть момент, представителям отрасли этой бумаги не показали. «Я что, должен вам все поручения президента показывать?!», — вопросил господин Шестаков.
Может и не должен, но судьбоносные — да. Обескураживает и то, что сами инициативы попали в публичный доступ всего несколько дней назад, а уже 21 февраля комитет Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, который возглавляет Алексей Майоров, намерен обсудить «антирыбацкий закон». И не исключено, что и одобрит. Хотя против поправок в закон о рыболовстве высказались едва ли не все представители отрасли. Так, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов отметил, что своими поправками Росрыболовство лишит многие регионы сотен миллионов рублей инвестиций. «По нашим предварительным расчетам, Мурманская область потеряет порядка 600 млн рублей», — говорит он, призывая Шестакова отказаться от ссылок на президента: «Никаких аукционных методов президент не поручал, поэтому это тоже вопрос: на каком основании? Или по крайней мере не надо тогда президента упоминать».
Это вызвало крайне острую реакцию Шестакова: «Давайте мы сами будем определяться, кто нам что поручил». А что же на самом деле говорил Путин? А Путин неоднократно публично поддерживал «исторический принцип» распределения права на промысел и что его надо сохранять. Разумеется, мало кто в отрасли верит в то, что президент дает Шестакову некие секретные указания. Да и негоже чиновнику прикрываться главой государства. Нужно слушать тех, кто неустанно трудится над тем, чтобы рыба попадала в российские магазины. А беда главы Росрыболовства в том, что слушать он никого не хочет.
Само ведомство оправдывает отмену исторического принципа распределения квот самыми благородными позывами — наполнить бюджет дополнительными деньгами. Илья Шестаков утверждает, что переход на аукционный принцип квотирования позволит заработать государству до 80 миллиардов рублей. Только в эту цифру мало кто верит. А вот в то, что хаос и сокращение инвестиций со стороны предприятий будут — не сомневается никто.
К слову, аукционы уже в истории России были. Кончались, как известно, всегда плохо. В начале нулевых торги фактически уничтожили отрасль. Понадобились долгие годы, чтобы рыбаки начали зарабатывать и вкладываться в развитие. А ведь помимо обнищания в те годы был ещё разгул преступности. Почему сегодня этого не будет? У главы Росрыболовства, кажется, нет ответа на этот вопрос. А рыбаки переживают. Эксперты — тоже.
Интересно, что зампред аграрно-продовольственного комитета при Совете Федерации Сергей Митин, курирующий рыбную отрасль, заявил, что действующее законодательство вполне адекватно и вопросов по нему не возникает. Росрыболовство начало вторгаться в самый рентабельный бизнес — улов краба. Но, как говорится, дай палец, он и руку откусит.
«Российское рыболовство буквально трясет: группа родственников высокопоставленных чиновников решила переделить рынок, начав с наиболее рентабельного краболовства. А чтобы переделить, нужно отказаться от общепринятого в мире исторического принципа, обеспечивающего стабильность, предсказуемость и устойчивый прогресс, и вернуться к постоянному переделу квот на аукционах, который за пару лет буквально уничтожил отрасль не так уж и давно — в начале нулевых», — уверен известный экономист Михаил Делягин, чьи словам приводит «Независимая газета».
По его словам, «глава Росрыболовства дал указание засекретить законопроект, возвращающий отрасль в смертельное для нее время стимулирования бандитизма и уничтожения инвестиций. А в конце января, сняв гриф, стремительно провел согласование в ведомствах». И это похоже на правду. Уж больно резкие и кардинальные изменения в отрасли хотят протолкнуть в самые короткие сроки. И никто не хочет слушать самих рыбаков. Все их доводы отвергаются с порога. Росрыболовство фактически отказалось от дискуссии, надеясь на то, что возмущение сойдет на нет. Но как же оно сойдёт, когда под угрозой десятки тысяч рабочих мест?
Нет сомнений, что что крабы — это только начало, а далее придет очередь и остальных сфер.