Леноблсуд признал арест личных счетов Пономарева законным

Фото: polska-kaliningrad.ruМногоходовая комбинация предпринимателя Константина Пономарева недавно прекращена Высшим арбитражным судом России, сообщает ИА «Национальные интересы» со ссылкой на Moscow Post. Бизнесмен попытался отсудить у крупнейшего инвестора в российскую экономику, шведского концерна ИКЕА, миллиард долларов. Его безответственные и мошеннические действия нанесли инвестиционному имиджу России серьезный вред. Остается открытым вопрос, кто за это ответит, в том числе, и в уголовном порядке.

Необходимо напомнить суть истории. В 2006 году ИКЕА взяла в аренду у бизнесмена Пономарева дизель-генераторы, так как у шведов были проблемы с подключением к сетям двух мегамоллов в Ленинградской области. Если бы ИКЕА самостоятельно приобрела такие генераторы, они обошлись ей в 600 млн. долларов. Пономарев же насчитал 25 млн. рублей только за аренду. Концерн, после долгих выяснений отношений с Пономаревым, посредником в которых был замминистра экономики РФ Беляков, был вынужден урегулировать спор с предпринимателем и заплатить ему 25 млрд. рублей. Тогда же сторонами было подписано соглашение, согласно которому фирма САЭ, принадлежавшая Пономареву, отказывалась от дальнейших претензий к ИКЕА. Пономарев не успокоился, ему показалось, что миллиардов недостаточно, и комбинация получила продолжение.

Бизнесмен переоформляет договор уступки права требования на свою новую компанию «Рукон» за часть арендной платы и снова предъявляет ИКЕА претензии. Их суть состоит в том, что теперь он требует выплатить арендную плату за дизель-генераторы, которые простояли на территории моллов ИКЕА без работы два года, так как шведы уже подключились к электросетям других поставщиков энергии. Пономарев же придумывал массу предлогов, чтобы оборудование не вывозить. И насчитал концерну «долг» почти миллиард долларов.

Теперь руководству ИКЕА стало понятно, что действовать с мошенником надо по-другому. Шведы подали на Пономарева заявление в правоохранительные органы. Его деятельность вполне попадала под статью УК о мошенничестве в особо крупных размерах. Хотя он и старался сделать так, что не имеет к «Рукону» никакого отношения. Было заведено уголовное дело в Центральном округе Москвы, а затем, в связи с особой сложностью расследования, оно было передано в Следственное управление МВД по ЦФО. В деле фигурировали не только граждане России, но и, например, директор «Рубикона», пусть и номинальный, — гражданка Финляндии Лайна Минна-Маре.

Расследование длилось более года, в течение которого, допросив десятки фигурантов и свидетелей, проведя массу бухгалтерских экспертиз, очных ставок, выемок документов, следователи столкнулись с невозможностью провести обыск у Пономарева. Оказалось, что он проходит по программе защиты свидетелей, и узнать его домашний адрес очень сложно. В отношении людей, которые находятся под защитной программой, применяется особый порядок расследования уголовных дел. Пономарев получил свой «особый статус» в связи с делом его однокурсника и сослуживца юриста Сергея Магнитского. Фактически, Пономарев его «потопил» на процессе своими показаниями, хотя до этого они совместно работали над созданием под руководством Браудера различных схем для американских компаний, которые стремились уйти в России от налогов. Причем, Пономарев, не стесняясь, в своих показаниях приписывал авторство схем Браудера и Магнитского себе.

Помимо этого препятствия для следствия возникло еще одно — Пономарев использовал по максимуму все связи, которые успел приобрести. На следователей практически в открытую начали оказывать давление, в том числе и силовые структуры. Замгенпрокурора РФ Владимир Малиновский потребовал от следственного управления ГУ МВД по ЦАО устранить нарушения в следственных действиях по отношению к Пономареву. Что и было сделано — расследование против фирм Пономарева и его самого было прекращено. Однако вскоре Арбитражный суд официально признает претензии к ИКЕА со стороны бизнесмена абсолютно безосновательными и отказывает в удовлетворении иска к концерну. Конечно, было бы невозможно после такого приговора закрыть дело о мошенничестве.

После были еще попытки открыть дело против ИКЕА со стороны полицейских чиновников из подмосковных Химок. Но Мособлсуд признавал и их незаконными.

Итог многолетних разбирательств следующий: Пономарев проиграл все арбитражные суды. В ходе расследования выяснилось много обстоятельств совсем не в пользу Пономарева, которые могут стать основанием для возвращения к возбуждению уголовного дела против бизнесмена. Сейчас следователи расследуют факты нарушений Пономаревым налогового законодательства — он не заплатил государству налог с 25 млрд. «икеевских» рублей. И хотя участники следствия до сих пор сталкиваются с давлением со стороны, к примеру, и.о.прокурора Ленинградской области М. Дибирова, дело движется к завершению. Леноблсуд признал законность решения об аресте личных счетов Пономарева, где находятся миллиарды ИКЕА. И если получится доказать, что Пономарев обокрал бюджет, то к обвинителям в лице шведского концерна ИКЕА присоединится Российская Федерация. А это уже серьезно. Источник: ИА «Национальные интересы».

Рейтинг@Mail.ru