Экспертиза в деле Черкалина оказалась похожей на игру в напёрстки

Экспертиза в скандальном деле бывшего начальника отдела управления «К» ФСБ РФ Кирилла Черкалина может оказаться недостоверной – об этой сенсационной подробности пишет издание «МК», указывая, что в деле уже есть соответствующая жалоба, и если она получит ход, то не только повлияет на исход, но и на сам ход дела. Речь идёт о 12 миллиардах рублей, которые Черкалин хранил в специально снятых для этого квартирах – кадры того, как изымаются сумки, набитые деньгами, облетели все федеральные телеканалы.

handcuffs-2070577_1280

Но за громкими заголовками, как бывает в таких ситуациях, скрываются подводные камни. Дело Черкалина сейчас представляет собой расследование по трём эпизодам. Издание «Коммерсант» рассказывало, что большая часть из изъятых 12 миллиардов рублей, принадлежала бывшему замруководителя АСВ Валерию Мирошникову. Но, будто бы этот эпизод следствие как раз и не интересует – по нему нет никакой публичной информации. Второй эпизод – взятка в 850 тысяч долларов от «Транспортного» банка. Следствие уверяет, что здесь всё прозрачно и этот эпизод доказан. Причём сотрудник ФСБ Горбатов, который сдал Черкалина, уже получил приговор и даже вышел на свободу.

Наконец, третий эпизод громкого дела касается никому неизвестной компании «Юрпромконсалтинг» (ЮПК). Черкалин с коллегами якобы советовали владельцу контрольного пакета компании, заложенного одному из банков, продать 49% акций, и таким образом уйти от ответственности по просроченному кредиту на 2 миллиарда рублей.

Перед следствием, пишет «МК», встал непростой вопрос: расследовать и довести до суда то, в чём начальник отдела управления «К» действительно виноват, или же то, в чём он сам сознался – это гораздо проще и быстрее. Сам Черкалин решил, что ему выгоднее заключить сделку со следствием – так приговор будет несколько мягче, чем мог бы быть. Кроме того, это особый порядок судебного производства, предполагающий вынесение приговора на основании материалов уголовного дела. При этом все остальные эпизоды дела остаются что называются за бортом – никто дальше не будет разыскивать подельников, опрашивать свидетелей или заслушивать экспертов. Суд даже не будет рассматривать доказательства, даже существующие экспертизы.

С точки зрения Черкалина это выгодно. Ведь таким образом фактически покрываются подельники подозреваемого. И, конечно, мы, как общество, никогда не узнаем подробностей дела. В том числе и не получим ответа на вопрос, где же он взял миллиарды рублей наличности, складированные в бесконечное количество сумок для которых понадобилось сразу несколько квартир. А ведь это очень важно – необходимо найти и покарать тех, кто причастен к коррупции как со стороны банков, так и правоохранительных органов. Никто ведь не поверит, что один Черкалин мог наскирдовать такие колоссальные суммы. Очевидно, что речь идёт о преступном сообществе.

Поэтому речь идёт не только о недостоверной экспертизе в деле Черкалина в эпизоде с «Юрпромконсалтинг», что только отвлекает от реальных преступлений, имеющих огромный общественный резонанс. Будет ли реально раскрыто преступление Черкалина в отношении 12 миллиардов рублей?

Сколько ошибок можно совершить в одной экспертизе? И скольких достаточно для того, чтобы признать всю экспертизу ошибкой? Речь идёт о документе, описывающем стоимость «Юрпромконсалтинг»: экспертиза выполнена 8 декабря 2011 года – якобы на дату сделки. Но, дата сделки, пишет «МК», установлена следователями неверно. Верная дата – 29 ноября 2011 года. Именно за этой датой числится нотариальная запись, указанная в нотариальном договоре. Может показаться, что речь идёт об описке, но на самом деле это не так. Следствию нужна была именно декабрьская дата. Издание уточняет, что специалисты Минюста сделали вывод о наличии ошибок в экспертизе. Из многих примеров мы выбрали только три наиболее понятные читателям.

Так, эксперты не могли дать ответ о рыночной стоимости доли в компании, поскольку в их распоряжении попросту не было достаточной налоговой и бухгалтерской отчётности – это обязательное требование федеральных стандартов оценки. Не дали экспертам и кредитный договор на 1,9 миллиарда рублей. Как и других важных документов, касающихся деятельности компании.

Второй факт: эксперты проигнорировали то обстоятельство, что муниципальный девелоперский проект, в котором ЮПК была соинвестором, был отменён мэрией Москвы в 2009 году – за 2 года до оценки. Этот факт отражён во множестве столичных документов, в том числе и решениях судов. Инвестиционный проект мэрии по строительству в районе Левобережный так и не был выполнен в полном объёме, потому что Москва отказалась от исполнения. В итоге, из 23 корпусов ЖК были построены только пять.

То есть, о том, что никакого проекта не было, следователи и эксперты знали уже летом 2019 года – когда только начиналась работа по делу. Как можно оценивать дым у трубы завода, который не был построен?

Наконец, в-третьих, для расчёта стоимости той или иной компании или стоимости доли необходимо вычесть и цены активов юрлица суммы её долгов. Нельзя же утверждать, что взяв в кредит условные два миллиарда рублей, вы стали стоить на два миллиарда рублей дороже. Нет, так не делается. Но следствие и эксперты посчитали именно таким образом. При этом в экспертизе чёрным по белому написано то, как нужно считать стоимость компании, но расчёт при этом приводится неверный: просто приплюсовали к активам 609 миллионов рублей — почти всю сумму выявленного ущерба — без каких- либо документально подтверждённых на дату оценки оснований.

При этом долг компании, по данным из открытых источников, составляет почти 2 миллиарда рублей и не был учтён при расчёте, а его надо вычитать. Так что никак не получить стоимость долей больше нуля. Ущерба от реализации 49% ЮПК по номинальной стоимости 4900 рублей по нотариальной оплаченной сделке в декабре 2011 года никто не понёс.

Вне всяких сомнений, господина Черкалина необходимо привлечь к ответственности за его деяния, если они будут доказаны судом. Но делать это необходимо в чётком соответствии с законом. С тем, чтобы экспертизы в деле были должным образом оформлены. А то ведь может получиться так, что из-за таких неверных выводов подсудимый может понести совсем иную ответственность, чем должен. Пока же нам подсовывают мыльную оперу про прогоревшую фирму «Юрпромконсалтинг», с которой город Москва отказался продолжать инвестиционный контракт 11 лет назад. Смахивает на игру в напёрстки, когда ловкие руки творят чудеса на глазах наивных зевак.

Рейтинг@Mail.ru