Власти польского городка беспечно отнеслись к вопросу рекультивации пруда
В Польше светлое будущее, обещанное мэром города Свентохловице, растворилось без следа.
Все говорит о том, что Давид Костемпский, которого в партийных кругах зовут Дельфином, когда-то надежда шленского отделения "Гражданской платформы", подверг серьезной угрозе здоровье и жизнь жителей Свентохловиц.
Сотрудник европейского представительства российской межрегиональной экологической общественной организации (МЭОО) «Зеленый фронт» (штаб-квартира – в Санкт-Петербурге) Алексей Ковтун сегодня, 16 сентября 2014 года, сообщил в Калининград об экологической беде на юге Польши:
— Пруд Калина площадью 5 гектаров отравляет жизнь жителям Згоды, одного из районов Свентохловиц, более 40 лет. От бессточного, загрязнённого фенолом водоема, исходит смрад. Главным загрязнителем считают находившееся неподалеку предприятие, производившее краски и лаки. Годами вблизи водоема ссыпались производственные отходы, а стоки от них загрязняли пруд тяжёлыми металлами и не только.
Пруд Калина многие годы был головной болью для властей города. Ранее «проблему», находящуюся всего в нескольких десятках метров от жилых домов, уже пробовали решить. Вокруг кучи мусора вырыли экран глубиной в 10-12 метров, что, однако, оказалось недостаточным, так как он оказался слишком мелким. Загрязненным оказался и сам пруд – на дне лежит слой токсичного химического осадка.
До конца неизвестно, кто подал Костемпскому идею рекультивации Калины. Мэр города подчеркивал, что данное мероприятие будет крупнейшим такого плана в регионе и одним из крупнейших в Польше. К концу 2015 года Калина должен был стать чистым водоемом, и в нем вновь должны были появиться осетровые виды рыбы. Однако перед этим жителям пришлось бы пройти через проблемы, связанные с вывозом отходов и интенсивным движением грузового транспорта.
Последние десятилетия уже показали, что все попытки очистить пруд были неэффективны. «Мы активно ищем средства на реализацию этого мероприятия, которое бы успешно и эффективно вернуло биологическую жизнь в данные места», — говорил несколько лет назад Давид Костемпский, мэр Свентохловиц.
Как оказалось, в лучшем случае, это был лишь очередной PR-прием. Опьяненный предчувствием грядущей победы на выборах, амбициозный мэр, спекулируя темой европейской финансовой помощи на улучшение экологии, несколько месяцев назад начал инвестиции в проект рекультивации озера.
По подсчетам проект должен был обойтись в 52 млн злотых. Однако позже выяснилось, что консорциум трех фирм (VIG, Port Service и PPR Complex) в состоянии сделать это за 30 млн злотых, что почти вдвое дешевле, чем предполагалось по проекту изначально.
Общая сумма инвестиций в итоге составила 29 977 780 злотых, из которых 85 процентов — дофинансирование, 12 процентов — кредит Воеводского фонда охраны окружающей среды и водного хозяйства в Катовицах, и лишь 3 процента – вклад гмины. ЕС дает, но и требует. Условием получения средств было достижение, так называемого, экологического эффекта, то есть условие, что хотя бы смрад пропадет.
Работы шли с весны, цистерны вывозили сотни тонн воняющей массы со дна Калины в Гданьск, где их утилизировали. Однако, со стороны исполнителей начали поступать тихие сигналы, что не все идет согласно плану, и что экологического эффекта не только к 2015 году, но и вообще добиться не удастся.
На днях из проекта вышел консорциум фирм. Пользуясь случаем, глава VIG рассказал о шокирующих фактах. Мэрия не заплатила за выполненные работы 8 млн злотых. Но и это еще не все. Здислав Северин, глава VIG, рассказал, что чиновники утаили и не передали важные документы о составе загрязнения, что именно таится на дне пруда. «Слои грунта, что находятся под ядовитым осадком, после вывоза последнего и далее будут загрязнять воду фенолом и иными химическими соединениями. Также абсолютной безответственностью со стороны властей гмины было пренебречь мнением специалистов о вреде используемой для очистки воды технологии аэрации», — добавил пан Северин.
Эта технология не может быть использована – слишком большое содержание в воде химических соединений. В итоге раскопка Калины привела к тому, что пруд начал источать ядовитые испарения в еще больших концентрациях.
«Такая технология (аэрация) небезопасна из-за угрозы попадания в воздух опасных для здоровья и жизни токсичных субстанций, которые находятся в пруду», — пояснил Северин.
«Иные субстанции» – это ароматические углеводороды, толуол, ксилол, пиридин, которые, как и фенол, обладают канцерогенным эффектом, и могут повлиять на развитие плода во время беременности. Местные врачи также говорят, что в последнее время увеличилось количество больных раком. На Костемпского эта угроза не распространяется. Он не слишком подвержен риску, так как вместе с семьей живет в Катовицах, в нескольких километрах от города, которым «управляет».