Китай в Африке: экономическая экспансия или взаимная выгода?
В последние годы Пекин все чаще попадает под огонь критики за свою политику в Африке. Его обвиняют в экспансии и экономической агрессии в отношении бедных и слабо развитых африканских стран. Что происходит на Черном континенте?
Незаметная «экспансия»? За прошедшее десятилетие КНР стала важнейшим экономическим партнером стран континента в сфере торговли, инвестиций, финансовой помощи и инфраструктурного финансирования. Следует уточнить, что африканские страны, особенно те, в которых сосредоточены богатейшие природные ресурсы, представляют интерес не только для Китая. Однако КНР удалось глубже всех «проникнуть» во все сферы африканской экономики, при том, что ее политика в большинстве случаев не воспринимается правительствами и общественностью африканских стран как экспансия.
КНР – крупнейший торговый партнер стран Африки, которые рассматриваются им как источник поступления минерального сырья и топлива, а также рынок сбыта электроники, оборудования, продукции металлургической промышленности, одежды, тканей, бытовой техники. Экспорт ежегодно наращивается, при том, что импорт остается неустойчивым.
В 2020 году основными рынками сбыта китайских товаров в Африке были: Нигерия, ЮАР, Гана, Кения, Танзания и другие. Основными партнерами по импорту: ЮАР, Ангола, ДРК, Гвинея, Гана, Зимбабве и ряд других стран. Причем примерно 40% китайскоафриканской торговли стало осуществляться в юанях.
КНР также наращивает свое инвестиционное присутствие на африканском континенте, активно осуществляя финансирование в развитие инфраструктуры и скупая местные предприятия, особенно в сфере горнодобычи: месторождения меди – в Замбии, платины и палладия – в ЮАР, алюминия – в Мозамбике и Гвинее, урана — в Конго и Намибии и т.д.
На долю китайских компаний приходится почти 50% всех международных строительных заказов со стороны африканских стран. Большинство новых инфраструктурных проектов – мосты, крупнейшие шоссе, небоскребы и тоннели – финансируются и строятся китайскими компаниями с использованием китайских рабочих и китайских стройматериалов. За 2014-2018 годах КНР инвестировала в Африку 72,2 млрд долл., осуществив 259 инвестиционных проекта.
Больше шума? Хотя объем китайских прямых инвестиций в Африке по-прежнему ниже, чем у Великобритании, США, Франции и Нидерландов, некоторые из африканских стран начинают проявлять озабоченность возрастающим присутствием КНР, возможно под давлением западных стран. Особое беспокойство у ряда политиков вызывают условия предоставления китайскими корпорациями коммерческих кредитов на строительство инфраструктурных объектов. Как правило, они позволяют КНР получить контроль над объектами.
Таким образом, с одной стороны, торговля, инвестиции, инфраструктурные проекты позволяют создать основу для доминирования Китая во всех сферах экономики стран африканского региона. С другой, эти и другие меры способствуют экономическому развитию через трансфер товаров, технологий, инвестиций.
Галина Подбиралина, доцент кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Прокремлёвского СМИ. В Калининград передал собкор ИА Откровенно RU (Балтийский репортёр).