Алерт Олерского
В воскресенье 20 ноября в 14:05 в порту Приморск (Санкт-Петербург) случилась авария. При швартовке танкера «Дельта Пионер» (флаг Греции) к причалу № 1 для налива нефти тремя буксирами «Роснефтефлота» порвался буксировочный трос у буксира «Посейдон». В результате танкер кормой навалился на причал, повредив эстакаду и пал.
По сообщению «Транснефти», герметичность нефтеподводящих труб не нарушена, сообщает Balticvoice. Нефть из подводящих трубопроводов была откачана в нефтехранилище. Никто не пострадал. Экологической угрозы населению, морской флоре и фауне нет. Ремонт причала продлится год, танкеры будут обслуживаться на других причалах.
По сообщениям СМИ, инцидент произошел из-за ошибочных действий капитана танкера. Это не исключено, но в стандартных описаниях причин обрыва троса «ошибки» капитана буксируемого судна отсутствуют. Например, на сайте http://flot.com/ перечислены такие причины обрыва: рывок в начале буксировки; ошибка в расчетах, приведшая к выбору завышенной скорости буксировки, или недостаточно прочный буксирный трос; сильный рывок на волнении при неправильном подборе длины буксирного троса и амортизаторов; касание грунта тросом в районе малых глубин или на повороте (следствие ошибки капитана буксира).
Обычно обрывы происходят при волнении и ветре в условиях буксировки в открытом море. Обрыв троса при буксировке у самого причала на предельно малой скорости − событие крайне редкое. Любой моряк первой причиной аварии в Приморске назовет ошибку капитана буксира, на котором оборвался трос, или несогласованность действий капитанов других буксиров. К тому же при буксировке танкеров процедурой должен руководить старший по буксировке, назначаемый компанией, ответственной за буксировку.
Не стоит ожидать, что в СМИ, даже специализированных, появится честное описание причин аварии. Дело в том, что ЗАО «Роснефтефлот» − компания с «особым» статусом.
Но немного истории. До 2013 года буксировкой судов в порту занималась компания «Союзфлотпорт», входящая в группу НМТП (компании с акционерным участием группы «Сумма» и «Транснефти»). По данным «Коммерсанта», в 2013 году рынок буксировочных услуг по нефтяным танкерам в порту Приморск оценивался в среднем в 850 млн. руб. в год, лоцманские услуги − еще около 150 млн. руб. в год. На такой кусок пирога и позарились владельцы «Роснефтефлота».
Буксировка танкеров вблизи густо заселенного побережья в мелком заливе с плохим водообменном − дело ответственное, любая авария с разливом нефти привела бы к катастрофическим последствиям. Требования к безопасности в порту были приняты самые высокие. Очередные повышенные стандарты безопасности стивидоры ввели в середине июня 2013 года. Этим стандартам не соответствовали буксиры ЗАО «Роснефтефлот».
И 25 июня стивидор ООО «Приморский торговый порт» (ПТП, подконтролен группе «Сумма» и «Транснефти») отказался принимать танкер «Совкомфлота» «Лиговский проспект» на 100 тыс. тонн. Танкер заходил в порт с буксировщиками «Роснефтефлота». Нарушение графика отгрузки дало капитану порта формальный повод закрыть акваторию порта с 0:00 27 июня, сообщил «Ъ».
Поднялся страшный скандал. «В результате неналива двух танкеров продуктами была поставлена под угрозу работа всей прокачки, так как система не предусматривает большого резервирования нефтепродуктов», − отмечал тогда представитель «Транснефти». Загрузку танкеров пришлось возобновить уже к вечеру того же дня, иначе пришлось бы остановить работу нескольких НПЗ: Киришского, Ярославского, Рязанского и «Танэко». Под угрозой остановки также оказался нефтепровод БТС.
Вскоре выяснилось, что капитан порта остановил работу предприятия не самолично, а по устному распоряжению заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского. Замминистра приказал остановить работу порта до тех пор, пока руководство ООО «Приморский торговый порт» не допустит компанию «Роснефтефлот» к оказанию услуг по буксировке!
Трогательная забота Виктора Олерского об интересах «Роснефтефлота», не побоявшегося ради некоего ЗАО остановить работу стратегического российского порта и поставить на уши основные НПЗ центрального региона и систему «Транснефти», объясняется тем, что ЗАО «Роснефтефлот» на паях владеют «Роснефть» (51%) и «Совкомфлот» (49%), а сам Виктор Олерский получил пост замминистра по протекции главы «Роснефти» Игоря Сечина и Геннадия Тимченко. А до того, как стать замминистра, Виктор Олерский был самым доверенным человеком на Северо-Западе пожизненно осужденного экс-сенатора Игоря Изместьева, которому приписывают не менее шести убийств.
С 2013 года с буксирами «Роснефтефлота» случилось немало происшествий местного портового масштаба, о которых не сообщали СМИ. Но когда буксируемый танкер ломает причал − этого не скроешь. А Виктор Олерский по-прежнему замминистра транспорта РФ — руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта. Понятно, что при таких раскладах говорить о стандартах безопасности буксировки в порту «Приморск» никакие стивидоры не будут.