Как Газпром превратился из достояния в тормоз развития газовой отрасли

Газпром не только национальное достояние, как любит позиционировать себя газовая монополия, но и довольно крупная компания, которая должна генерировать прибыль. Но с этим возникли проблемы. Отчётность РСБУ свидетельствует о гигантском убытке. И это при том, что только на благотворительность компания потратила 26 миллиардов рублей. Что же, благотворительность — дело благое, и хотелось бы верить, что деньги дошли до сирых и убогих, а не были пущены на какую-нибудь яхту или самолет.

SONY DSC

Партнер консталинговой компании RusEnergy и специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин указал и на другие проблемы Газпрома. С виду, гигант действительно много зарабатывает, но и много тратит. Одновременно получая налоговые льготы из бюджета. Как итог — глава компании Алексей Миллер получил орден «За заслуги перед Отечеством I степени», — первым из госменеджеров. Между тем, скандалы с компанией не так чтобы разгораются, но следуют фоном. Недавно, к примеру, «Фонтанка» написала о том, как компания заплатила около 1,7 миллиарда рублей за строительство 125-километрового газопровода в Ленинградской области, который так и не был построен.

«У компании есть колоссальные непроизводительные расходы, которые влияют на общий поток наличности», — отмечает Крутихин, приводя в пример некоторые инвестиционные проекты, по сути не имеющие коммерческого смысла или не окупаемые. Речь идет о «Силе Сибири», расходы на который не окупятся никогда, что, собственно, Газпром и не скрывает. Или вот, солярии для лошадей, или же реклама на телевидении, будто бы у нас есть аналоги Газпрому. «У Газпрома есть колоссальные возможности сокращения таких издержек. Но, к сожалению, она просто разбазаривает деньги», — делает вывод эксперт, слова которого приводит издание «Аргументы неделi».

А есть еще и «Турецкий поток» — довольно сложный проект постройки газовой трубы, в том числе и по дну моря, на который уже потратили порядка 17 миллиардов долларов, а сколько еще потратят? И ведь колоссальные деньги идут на проект без гарантий того, что этот газ будет востребован на другом конце трубы.

Очевидно, что долго продолжаться подобная практика ведения бизнеса не может. Вот и заговорили — пока в полголоса — о необходимости разделения Газпрома на транспортную и добывающую составляющие. Чтобы и другие компании, добывающие газ — а их в России много, в том числе и нефтяные, — могли пользоваться газопроводами, которые сейчас практически монопольно использует только Газпром. Именно так делают в Норвегии, где деловые процессы давно отлажены и нет никаких проблем в использовании транспортной инфраструктуры многими добытчиками.

Михаил Крутихин уверен, что ныне монополист является фактически тормозом развития рынка газа, а потому необходимо скорее решить наболевшие вопросы: «мнимая необходимость содержать монополию мешает развитию газовой отрасли и освоению новых рынков. Газпром — это тормоз на пути развития свободного рынка и отрасли в целом», — заключил эксперт.

Рейтинг@Mail.ru