Юристов «Уралхима» обвинили в написании документов для следователей в деле «ТоАЗа»
В Тольятти судебное заседание о крупном мошенничестве, в котором подозревают бывших руководителей «Тольяттиазота» («ТоАЗ») и их партнёров из Nitrochem Distribution AG, обернулось скандалом. Выдвигавшей обвинения компании «Уралхим» самой пришлось объясняться как так случилось, что материалы следствия готовились на их корпоративных компьютерах.
В судебном заседании первым слово взял заместитель руководителя юридической службы «Уралхима» Андрей Ермизин, который живописал о коварстве и юридических шедеврах, якобы придуманных и реализованных обвиняемыми — Владимиром и Сергеем Махлаями, Евгением Королевым и владельцами Nitrochem Distribution AG Эндрю Циви и Беата Рупрехта-Ведемайера. Мол, руководители «Тольяттиазота» с 2008 по 2011 год заключили соглашение с Nitrochem на поставку удобрений, однако платить по контрактам соучастники не собирались, а лишь покрывали документами хищения продукции. Ущерб «Уралхим», являющийся акционером «ТоАЗа», насчитал на 78 миллиардов рублей.
Корпоративный конфликт между «Уралхимом» и тольяттинским химическим гигантом длится уже десяток лет. Сначала акционер требовал предоставить финансовую отчетность и выплатить причитающиеся дивиденды, а позже, в 2012 году, по заявлению компании было возбуждено уголовное дело.
И вот к тому, как это дело расследовалось, возникло множество претензий у Владимира Махлая и Сергея Махлая. Словом, у генерального секретариата Интерпола также возникли вопросы к следствию, которые не только не были разрешены, но и привели к тому, что Интерпол прекратил международный розыск Циви и Рупрехта-Ведемайера, санкцию и заочный арест которых выдал в конце 2014 года Басманный суд Москвы.
Адвокат Инна Тихомирова, осуществляющая защиту Владимира Махлая, указала, что в январе 2018 года следователь передал ей электронную копию обвинительного заключения, но оказалось, что документ готовился не самим следователем, а юристами «Уралхима», о чем свидетельствовали свойства документа. Поставленный в тупик вопросом представитель обвинения господин Ермизин заявил, что ему не известно кто составлял этот документ, но не стал опровергать, что бумаги действительно готовились для следователя кем-то из сотрудников «Уралхима».
А это, межу прочим, является прямым нарушением уголовно-процессуального законодательства.
Тихомирова уверена, что целью «Уралхима» было не вскрытие мошенничества, которого не было, а рейдерский захват «Тольяттиазота». Версия юриста подтверждает и недавнее заявление самого «ТоАЗа» о том, что «Уралхим» совершает действия, являющиеся «попыткой рейдерского захвата» предприятия.
Добавим, председатель совета директоров «Тольяттиазота» Сергей Махлай, его отец Владимир Махлай, а также бывший гендиректор предприятия Евгений Королев, Циви и Рупрехт с 2012 года являются фигурантами дела о мошенничестве на 550 миллионов долларов. В январе 2017 года суд в Великобритании отклонил запрос России на экстрадицию Королева. Судья тогда пояснила, что российские следователи были «слишком близки» к основному акционеру «Уралкалия» Дмитрию Мазепину.
Следующее судебное заседание по настоящему уголовному делу намечено на 24 мая, на котором защитой будет продолжен допрос представителя «Уралхима» Ермизина. Возможно, вскроются и иные подробности дела, которое может стать губительным для одной из сторон.