Нефтяная лихорадка: что будет с ценами на «черное золото» осенью?
Мировые цены на нефть вновь снижаются. Множество противоречивых прогнозов усугубляют неопределенность на рынке. Но большинство прогнозов, к которым мы присоединяемся, утверждают, что рынок нефти восстановится. Так что же стоит ожидать от него осенью?
Причины нестабильности. Так, по оценке специалистов Минэнерго США (EIA), спрос на нефть в 2020 году составит 92,6 млн баррелей в сутки, что на 8,1 млн б/с ниже показателей прошлого года. В 2021 году ожидается восстановление спроса на 7 млн б/с до 99,6 млн б/с. Глава Минэнерго РФ Александр Новак считает, что мировой рынок нефти может сбалансироваться к концу 2020 года или к середине 2021 года с учетом выхода на среднее пятилетнее значение коммерческих запасов нефти в мире. Безусловно, каждое утверждение обосновано и имеет право на существование. Но это рынок в целом. Ситуация на рынке WTI неоднозначная и количество негативных факторов пока превышает позитивные.
До нового года рекордную стоимость поддерживали краткосрочные внешние факторы: американские санкции в отношении Венесуэлы и Ирана, загрязнение хлоридами нефтепровода «Дружба» и ограниченное предложение на фоне достаточно высокого спроса.
Один из основных конкурентов на данном рынке — Иран — снизил добычу до минимума за последние 40 лет (с 1981 года) на фоне переполненных хранилищ. Объем запасов в июне 2020 года (63 млн баррелей) практически в четыре раза превысил запасы января (15 млн баррелей). О сверхзапасах говорят и в США, и в Саудовской Аравии.
Нефть марки Brent всегда была ключевым маркерным малосернистым сортом, который торговался с премией к сернистым сортам, поскольку последние при прочих равных дают меньший выход светлых нефтепродуктов при переработке. Но с января поменялись требования к предельно допустимому содержанию серы (3,5% до 1%), что закономерно должно было снизить спрос примерно на 1,3-1,45 млн барр/сутки. Фактически же спрос упал до 880 тыс. баррелей в сутки.
Новые факторы. Новые требования судовой бункеровки приведут к изменению котировок на всю нефть. И коррекция в целом по рынку будет продолжаться.
Давление оказывает и ситуация с коронавирусом. Дальнейший рост заболеваемости может негативно повлиять на темпы восстановления экономики, что отражается и на ожиданиях по спросу на нефть.
Негативным является и сам уровень цен на «черное золото»: при котировках барреля выше 50 долларов производство в США станет серьезно мешать усилиям ОПЕК+, замедляя восстановление баланса спроса и предложения, когда часть объемов нефти, изымаемых с мирового рынка, будет компенсироваться ростом добычи в США. А при ценах на нефть выше 60 долларов за баррель, мир вернется к состоянию 2019 года, когда главным дестабилизирующим фактором, нивелирующим усилия участников сделки ОПЕК+, были успехи американских нефтедобывающих компаний.
Ситуация снова усугубится на фоне высоких запасов ранее закупленной дешевой нефти. В зафрахтованных торговыми компаниями нефтеналивных судах по всему миру хранится не менее 20% от глобального суточного потребления «черного золота». Этого достаточно, чтобы манипулировать ценами, увеличивая или уменьшая предложение по мере необходимости. В связи с этим следует ожидать пересмотра ранее достигнутого соглашения по ограничению добычи.
Не добавляет рынку оптимизма и продолжение конфликта США и КНР. Каждая из указанных стран сама по себе — крупный игрок на рынке, а их кумулятивное воздействие на рынок возрастает.
Александр Тимофеев, доцент кафедры информатики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Откровенно RU (Калининград).