Прессу – под пресс: новый «враг» чиновников Петербурга
Имущественники Петербурга выдворяют из города ларьки с прессой за ошибки, которые они сами же допустили в прошлом.
Владельцы киосков по продаже печатной продукции возмущены новой политикой чиновников, отвечающих за городское имущество. В 2015 году город перешел на новую систему работы с подобными торговыми объектами: договора размещения нестационарных торговых объектов (НТО). Спустя три года выяснилось, что согласованная всеми ответственными комитетами схема изначально была некорректной и абсурдной, но страдать из-за этого пришлось арендаторам. Ранее их штрафовали, а теперь просто отказывают в продлении договоров на аренду участков.
Переход на новую систему осуществлялся по инициативе правительства Петербурга. «Сами распространители в создании схемы не участвовали, нам ее предложили уже готовую», – рассказывает генеральный директор компании «Метропресс» (сеть по продаже прессы «Первая полоса») Сергей Маркелов. В первый же год новшество обнаружило огромное количество недоработок. Так, оказалось, что часть участков, отведенных под размещение, непригодно для использования. «Судя по схеме, нам пришлось бы установить павильон на месте остановки общественного транспорта. А на Балканской площади выделили место прямо перед крыльцом огромного торгового центра. Сначала павильон стоял в стороне, чтобы не перегораживать проход. Но нас стали штрафовать. Пришлось ставить точно по схеме, почти на ступеньках и с огромным скандалом», – вспоминает генеральный директор «Союза издателей и распространителей» Дмитрий Амосов. Участок в схеме запросто мог оказаться газоном, крыльцом или фонарным столбом, и скорректировать его было невозможно.
Закон предусматривал включение в схему новых участков, однако с этим проблем оказалось куда больше, ведь при согласовании чиновники строго следили за соблюдением всех требований: расстояние не менее 50 метров от метро, удаленность от транспортных магистралей и инженерных сетей, отсутствие малейших нареканий к арендатору. В итоге предприниматели вынуждены были месяцами ожидать согласования заявки, но большинство все равно получало отказ, зачастую по совершенно нелепой причине. «В Приморском районе одному предпринимателю указали на нарушения при продаже алкогольной продукции. Хотя он вообще торгует цветами и никаких претензий по алкоголю в жизни не получал», – рассказывала лидер общественного движения «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. Как отмечала депутат Законодательного Собрания Ирина Иванова, процесс согласования размещения НТО может затянуться на 1,5 года. Вместо включения новых участков в 2016 году комитеты одним махом исключили из схемы НТО 774 объекта, в 2017 году список перевалил за тысячу.
Отдельная путаница касается определения самого вида строения. Из-за ошибок специалистов комитетов часть объектов по одним документам числится как «киоск», а по другим как «павильон». И то, и другое вроде как законно, но не может существовать одновременно. В ходе реформы имущественного блока пришли новые люди с новыми взглядами, которые посмотрели на ситуацию абсолютно формально: «Написано «киоск», значит должен стоять киоск», – сетует Дмитрий Амосов. К тому же в законе нет механизмов, как рассчитывать в ларьке печатной продукции дозволенные 30% товаров иного вида (снеки, книги, напитки, жвачка). Таким образом, контролеры, проверяющие деятельность объектов, могут «на глазок» отыскать нарушения практически в каждом из них.
Теперь же сроки заключенных на 3 года договоров истекают, и предприниматели столкнулись с еще одной проблемой – чиновники отказываются их продлять. За истекший период имущественная сфера города претерпела кардинальные изменения: теперь договорами занимается Комитет имущественных отношений, параллельно с которым существует орган с карательной и надзорной функцией – Комитет по контролю за имуществом. Специалисты реформированных структур вдруг «узрели» ошибки прежней системы и решили их исправить. И делать это они намерены за счет предпринимателей.
От нескоординированной и хаотичной работы петербургских имущественников пострадают не только печатники, которые и без того в эпоху интернета едва держатся на плаву. Теперь по решению КИО абсолютно любой предприниматель, много лет законно занимавший участок городской земли, может оказаться «нелегалом», установившим незаконную постройку. Вслед за расторжением договора он получит уведомление от ККИ, а по истечении указанного срока должен будет уйти добровольно – или постройку демонтирует «Центр повышения эффективности использования государственного имущества». Такая участь в текущем году постигла несколько крупных ресторанов в Курортном и Приморском районе Петербурга, а также ряда крупных торговых павильонов и рынков. Также все лето специалисты ККИ и ЦПЭИГИ вели настоящую борьбу с летними кафе, верандами и выносными меню.
«В какой-то степени это ущемление свободы доступа к информации. Если в системе начнется дисбаланс, то пострадают все. Люди потеряют работу. На освободившиеся адреса придут нелегалы, которые вряд ли будут платить налоги. Так разве нынешняя ситуация логична?», – задается вопросом Сергей Маркелов. При этом, как замечают представители бизнес-сферы, чиновники признают наличие проблем в существующей системе, но дальше обсуждений дело не двигается. Формальный подход чиновников к делу приносит убытки как предпринимателям, так и самому городу.