Нефтегазовые гиганты стали рычагом внешней политики США
Чему не откажешь политическим кругам в США, так это безудержному желанию зарабатывать, получая выгоду даже в ходе военных противостояний. Войны для Америки стали средством наживы. Разумеется, наживаются не все, а только самые богатые – благодаря своей возможности влиять на принятие тех или иных решений. Жизнь для среднего класса, не говоря уже о бедняках, становится всё дороже. Тем временем нефтяные компании демонстрируют огромную прибыльность: нестабильность на рынках из-за военного вмешательства США всегда оказывается на пользу энергетическим гигантам.
Портал «Репост» проанализировал финансовые показатели крупнейших нефтегазовых гигантов, и оказалось, что наиболее прибыльными годами для них были те, что приходились на крупнейшие внешнеполитические события.
Так, Chevron заработала в I квартале 2022 года в 4,5 раза больше, чем в I квартале 2021 года – 6,3 миллиарда долларов против 1,4 годом ранее. Во втором квартале прибыль достигла 11,6 миллиарда (3,1 миллиарда во втором квартале 2021 года) а в III квартале прибыль составила 11,2 миллиарда против 6,1 миллиарда долларов годом ранее. Но наиболее очевидна тенденция, если копнуть чуть глубже: самые высокие показатели прибыли компания демонстрировала в 2011 году («Арабская весна») — больше 27 миллиардов долларов , дальше показатель оставался сравнительно стабильным до 2014 года (Майдан), после чистая прибыль пошла на убыль, а в 2016 и 2020 годах вообще была со знаком «минус».
Несмотря на все заявления руководства Chevron, что их печалят события на Украине, на самом деле гигант продолжает генерировать огромную прибыль, радуя инвесторов.
Ещё один хорошо известный мировой игрок Exxon Mobil заработал втрое больше в первом квартале 2022 года, чем годом ранее. При этом в третьем квартале прошлого года нефтегигант достиг лучшего за всю историю квартального объёма переработки в Северной Америке и самого высокого в мире с 2008 года. «И в данном случае историческая тенденция сохраняется: показатели чистой прибыли резко идут вверх, начиная с 2011 года, и держатся на стабильном уровне до 2014 включительно. Дальше — убыль и два минусовых показателя, и вновь рост в 2021 году», — отмечают эксперты портала «Репост».
Аналогичные тенденции демонстрирует британо-нидерландская компания Shell, у которой прибыль выросла более чем в два раза. Свои рекордные показатели компания описывает как результат «глубокой неопределённости в отношении поставок и роста цен». Акционеры компании за второе полугодие 2022 года получили «самые высокие выплаты за всю историю компании».
Тут, что называется и раскрыт главный механизм воздействия Вашингтона на конкурентов – неопределённость на рынках, которая приводит к тому, что инвесторы покидают неспокойные регионы и отправляют деньги в тихие гавани. А единственной такой гаванью всегда остаются только сами США.
В этой связи не удивительно, что рекордную прибыльность показывают не только нефтяные компании, но и производители оружия. Эти компании, как и нефтяники, очень хорошо умеют оказывать влияние на политические круги. Проще говоря – лоббировать свои интересы.
Вывод довольно прост: ни одной нефтяной компании не выгоден мир. То есть, вполне возможно, что ещё на нашем веку мы увидим войны и конфликты разной степени напряжённости, единственной целью которых будет передел рынка, а их организаторами будут выступать именно нефтегазовые гиганты.
Так, например, доподлинно известно, что за два года до вторжения в Ирак и за шесть месяцев до терактов 11 сентября Целевая группа по энергетике вице-президента Дика Чейни встречалась с главами крупнейших нефтяных компаний США. Обсуждали на этом собрании иракские месторождения, инфраструктуру по переработке нефти на территории этой страны, прочую энергетическую инфраструктуру, а также потенциальных претендентов на «контракты на разработку иракских месторождений». Через два года США вторглись в Ирак и превратили эту страну в руины.
Решены были как экономические, так и политические задачи. Когда речь идёт о деньгах, а в данном случае речь идёт о десятках миллиардов долларов, то жизни людей, будь то украинца, русского, сирийца или ливийца, перестают играть хоть сколько-нибудь значимые роли. Лобби ископаемого топлива имеет значительное – если не решающее — влияние в Вашингтоне и в других политических центрах. И свои интересы нефтяники проталкивают через «своих» людей. Не важно кто сидит в Белом доме.