Дело аналитика-маркетолога Олега Русаковича обернулось скандалом для следствия
Российский аналитик-маркетолог Олег Русакович обвиняется в разглашении налоговой тайны и воздействии на критическую IT-инфраструктуру таможни. Однако материалы дела могут обернуться уже против самого следствия, а для некоторых сотрудников ФТС уже обернулись уголовными делами и приговорами. Кроме того, прекращено производство по самому значимому эпизоду в деле Русаковича, а перспективы остальных обвинений весьма туманны.
Подробности невероятных обстоятельств раскрывает издание «Наша версия», указывая, что дело могло быть сфабриковано ради вымогательства многомиллионной взятки. Следователи из антикоррупционного подразделения СКР по Москве вместе с коллегами из ФСБ внимательно проверяют эту версию. И, что главное, уже есть обвиняемые и задержанные.
Для Русаковича всё началось в начале 2022 года, когда его обвинили в том, что он якобы взломал единую информационную систему ФТС России и с 2018 по 2021 годы похищал и даже подменял служебные данные. А всё потому, что аналитик-маркетолог занимался маркетинговыми исследованиями товарных рынков, а также инвестициями в недвижимость и фондовый рынок. Информацию он собирал вполне открытую и делал это легально. Основой для его исследований служили данные Росстата, ФТС, Торгов-промышленных палат регионов, форумы и чаты маркетологов, а также сообщения информационных агентств. Однако утверждало, что он не только крал данные, но и давал взятки работникам таможни за служебную информацию.
Впрочем, сам Русакович отвергает все обвинения. Да и с течением времени никакого реального подтверждения версии обвинения не нашли — в деле об атаке на сервера таможенной службы все более четко прорисовывался не российский, а украинский след. «Он приобретал информационные выборки по отдельным товарам, динамике поставок, объемы и среднеконтрактные цены для проведения маркетинговых исследований, не используя информацию об участниках внешнеэкономической деятельности, которая и составляет налоговую тайну», — говорится в жалобе адвоката Русаковича Романа Яскина на действия следователей.
Процесс серьёзно забуксовал. Кроме того, истёк срок давности для привлечения к уголовной ответственности по эпизоду с разглашением налоговой тайны (он составляет два года для дел небольшой тяжести согласно ч.2 ст. 15 УК РФ), а доказательств по эпизоду с кибер-атакой найти так и не удалось. Это было главным эпизодом всего расследования в отношении Русаковича. Следствию пришлось снять с него эти обвинения и дело в этой части в его отношении прекратили.
Однако следователи цеплялись за эпизоды с подкупом таможенников. Однако выяснилось, что сам Русакович и знать не знал, что покупает информацию именно у таможенников, поскольку один из них — по фамилии Ватаманюк — на публичном форуме представлялся вымышленным именем и утверждал, что является предпринимателем, занимающимся коммерческой логистикой. По второму эпизоду, который следствие прицепило «паровозом», как часто бывает, Русакович не был знаком ни с посредником, ни с должностным лицом таможни и даже не контактировал с ними.
Ватаманюка в итоге осудили на 8 лет. По другому эпизоду посредник и таможенник получили условные сроки. И эти дела сыграли на пользу Русаковича, поскольку стали преюдициальными — то есть обязательными для судов. Ватаманюк — должностное лицо, ответственность его в получении взятки наступает в независимости от того, представлялся он должностным лицом или нет, т.к. он знал и осознавал преступный характер своих действий, поскольку был ознакомлен с должностными инструкциями при поступлении на службу. А вот Русакович этого не знал, а потому не имел представления, что, покупая данные он якобы даёт взятку таможеннику. Деньги он переводил со своего счёта и делал это вполне открыто, не предполагая, что нарушает закон, так как законодательство не запрещает это делать.
Выяснилось и то, что дело изначально могло быть сфабриковано с целью вымогательства у него многомиллионной взятки. О том, что у него вымогали 50 миллионов рублей за то, чтобы его не привлекли к уголовной ответственности за взлом серверов ФТС и по эпизодам передачи взятом сотрудникам таможни. Об этом аналитик-маркетолог сообщил в ФСБ. И уже те занялись адвокатами, судя по всему, действовавшими от имени таможни и следствия. В рамках проверки были собраны доказательства о причастности к вымогательству адвокатов Бочкарева, Груя, Макшаева и Бишенова. В отношении адвокатов и их сообщников из числа сотрудников следствия и прокуратуры было возбуждено уголовное дело в ГСУ СК по Москве. Бывший прокурорский работник Груй сбежал и объявлен в розыск. И это дело
Олег Русакович и его адвокат Роман Яскин продолжают добиваться справедливости и возмездия для проворовавшихся «неустановленных лиц из числа следователей и прокуроров».