Крабы и их ловцы: как крупные игроки пытаются захватить «крабовые квоты»
Мясо краба — деликатес. Оно дорого стоит, но и вылов краба дело достаточно затратное. В текущем году заканчивается срок действия 10-летних квот на вылов этих ракообразных, и уже началась борьба за то, на каких принципах будут распределяться права на лов.
Новичок на крабовом рынке Русская рыбопромышленная компания (РРПК) оказалась инициатором письма Владимира Путину, предложив уйти от исторического принципа к аукциону. РРПК в мае 2017 года за 10 миллиардов рублей купила квоты на вылов 2500 тонн краба. Компания — крупный рыбодобытчик и может позволить себе выложить такую колоссальную сумму. Но перед другими встанет непростой выбор: «зарезать» инвестиционную программу и складывать деньги в кубышку, чтобы участвовать в аукционах или же построить новое судно или предприятие.
В правительстве ситуацией озабочены не меньше: потакать крупным компаниях не с руки, поскольку инвестиции в отрасль также важны. Глава Росрыболовства Илья Шестаков признался, что решения пока нет, но «важно найти компромисс, если все же будет решено менять законодательство». Компромисс — это 40% квот разыграть на аукционах, еще столько же распределить «по историческому принципу», 20% — передать инвесторам, рассказывают «Новые Известия».
Однако с новыми принципами не согласны представители отрасли и губернаторы, где добывают краба. В частности, врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко в своем письме на имя помощника Владимира Путина Андрея Белоусова изложил свое видение ситуации, предложив правительству сохранить исторический принцип распределения квот.
Если же этого не произойдет, полагают эксперты, ожидаемые десятилетние инвестиции в отрасль могут сократиться в десять раз — с 600 до 60 миллиардов рублей, а значит и на том, будет ли на столе у россиян мясо краба.
Стоит добавить, что Русскую рыбопромышленную компанию контролируют Глеб Франк и брат губернатора Московской области Максим Воробьев.