Общественник рассказал о проблеме золоотвала в Невском районе
Петербургские активисты устроили акцию возле золоотвала в Невском районе: установили изображение известного мема «Ждун» с лицом возглавляющего районную администрацию Алексея Гульчука. Перформанс заинтересовал не только местных жителей, но и СМИ. Издание Peterburg News решило провести расследование и опросило население.
Акция активистов прошла на пересечении Дальневосточного проспекта и улицы Зольной. Именно там находится золоотвал. В районной администрации ее проигнорировали, зато отреагировали СМИ и местные жители. В социальных сетях пишут, что проблему золоотвала не могут решить годами. А СМИ напомнили о штрафах, выписанных местной власти за золоотвал.
Журналист Peterburg News пообщался с активистами, рассказавшими о проблеме, решение которой затянулось на долгие годы и стоит на месте. По словам общественного деятеля Александра Плахотного, золоотвал в настоящий момент расконсервирован, и это нарушает технологию хранения такого вида свалок.
«Зола – продукт горения. В ней остается то, что не сгорело. Каменный уголь, из которого она получается – это руда. В ней содержатся камни, металлы. В мелкодисперсном состоянии она оседает в легких и остается там. По факту, эта зола должна находиться под водой, что бы не разлеталась. Зола осталась, она разлетается ветром по всему кварталу», — заявил активист.
Именно поэтому золоотвал очень опасен как для жителей, так и для экологии. Ветер разносит зольный пепел по району, он оседает в легких и вредит организму, провоцируя астму, аллергию и другие заболевания.
Напомним, золоотвал появился в 50-е годы прошлого столетия. Ранее Невский район считался индустриальным, поэтому это место вполне подходило для свалки. Но теперь район стал жилым, его активно застраивают высотными жилыми комплексами. Для возведения многоквартирных домов земельные участки рекультивировали, но с золоотвалом этого не сделали.
Несмотря на это, администрация разрешила строить вокруг свалки жилые дома. Сейчас их уже 13. Три из них коммерческие, а девять — социальное жилье: тут живут инвалиды, соцработники, многодетные семьи и люди с ограниченными возможностями. Правда, при заселении их не предупредили, что жить им придется рядом с золоотвалом.
Плахотный рассказал, как люди обрадовались, получив квартиры, а потом осознали, что творится вокруг и что за жилье они расплатились здоровьем своих семей. Причем это касается как социальных, так и коммерческих квартир.
Жаловаться активисты начали четыре года назад, но безуспешно. Администрация отвечала, что свалка – это не золоотвал, а простой грунт. Обращения в Росприроднадзор помогли опровергнуть утверждения чиновников и показать, какой вред наносит золоотвал природе и людям. Именно тогда администрацию Невского района оштрафовали – одно из взысканий составило 400 тыс. рублей.
По словам активиста, они писали не только в Росприроднадзор, но и в прокуратуру, и только после этого начали брать пробы.
«Пробы стали брать в присутствии жителей. И брать пробы стали в нужном месте, по требованию жителей. И вот когда это стали делать не «на отстань», когда начали брать нормальные пробы, получили результат», — рассказывал Плахотный.
Известно, что люди жаловались и в районную администрацию, но тщетно. Чиновники обещали решить проблему, но так и не ликвидировали золоотвал. Не помогали ни индивидуальные письма, ни личные приемы, ни другие способы достучаться. Как сказал Плахотный, все заканчивалось словами «да, да, да, сделаем, иди отсюда».
При этом даже по документам администрация обещала убрать золоотвал. В 2019 году объект появился в проекте адресной программы по устранению свалок. Но уже заканчивается 2020 год, а гора золы на месте.
Кстати, объект находится в списке адресной уборки свалок и на следующий год, но уверенности в проведении необходимых работ нет. Администрация района никак не реагирует на акции активистов, заинтересованность СМИ и общественности и даже на штрафы Росприроднадзора.