Баренц-регион нуждается не в «зелёных войнах», а в «зелёном сотрудничестве»
Проблемы добычи энергоресурсов и производства без ущерба для природы в уникальном Баренц-регионе обсуждали российские и европейские эксперты на международной конференции «ECO-BARENTS — 2021». Проблем предостаточно: именно арктический регион в последние годы становится для Европы источником энергетических ресурсов, своего рода «батарейкой».
Именно это обстоятельство порождает огромные проблемы: под видом защиты природы некоторые государства стремятся заполучить экономические и политические преференции. Другие – прямо противодействуют России, пытаясь рассказывать о том, насколько всё плохо в нашей стране. Открывая конференцию, отметил один из модераторов форума Сергей Шахиджанян — спецкор «Вечерней Москвы» и шеф-редактор ассоциации «ЭКО-пресс» отметил: «Не всё так плохо с экологией в России, как нам пытаются рассказать недружественные России ресурсы».
И это чистая правда. Не потому, что в стране нет грязных производств. Они есть во всех странах. Но некоторые пытаясь громким криком заглушить и скрыть неприглядное на собственных территориях. Заместитель главного редактора информагентства «Barents News» Тимофей Суровцев отметил, что, к примеру, правительство Норвегии не собирается сворачивать добычу нефти и газа: «То есть, всё ради прибыли, и экология в наших современных условиях замалчивается и как-то табуируется».
Об этом же говорил и член Общественного совета по экологии при правительстве России Антон Красовский, напомнивший, что это не российские рыбаки тысячами убивают китов. А вот в ресторанах Рейкьявика такие изысканные блюда пользуются популярностью. Но никто почему-то не считает исландцев варварами, а вот в отношении россиян такие эпитеты огульно и регулярно высказываются.
Ещё пример: десятилетиями норвежцы звонили на весь белый свет об экологической угрозе со стороны плавильного цеха в Никеле, но старались не замечать того, что делается у них под носом. А под носом – ядовитый медный рудник Нуссир, годами сбрасывавший в море до 20 миллионов тонн отходов ежегодно. Стоит ли говорить, что от работы этого предприятия арктические воды не стали чище? Конечно, не стоит. Тимофей Суровцев рассказал, что исследования рыбы, выловленной в Баренцевом море, показывают высокое содержание ртути в ней. Он связал это именно с работой медного рудника и сбросом отходов в море, сообщает СеверПост.ру.
О том, насколько сложно было бороться с рудником Нуссир рассказала молодая норвежская экоактивистка лидер движения «Природа и Молодёжь» из Норвегии Тереза Хугстмир Вой. Именно благодаря в том числе её усилиям ядовитое производство было остановлено и теперь норвежские муниципальные власти проверяют законность выдачи лицензии на осуществление работ комбината.
И подобных примером – огромное количество. Та же Норвегия, создавая ветропарки, теряет территории и уничтожает тысячи птиц, и всё — в угоду модным трендам в политике. Точнее так называемому «зелёному переделу». Сейчас европейцы активно призывают страны к «карбон фри» — то есть безугольной энергетике и сокращению выбросов углекислого газа. Председатель «Антифашистского комитета Финляндии» Эркки Йохан Бекман напомнил слова бывшего премьер-министра Финляндии Матти Ванханена, назвавшего это международным антироссийским проектом, призванным прекратить экспорт нефти, газа и энергоресурсов из России в ЕС.
Но именно это стремление сыграло с европейцами в этом году злую шутку. Погода и сложившиеся обстоятельства привели к тому, что Европа идёт в зиму с небывалыми проблемами в энергетике. И всё громче раздаются голоса о том, что Россия должна покрыть дефицит газа, нефти и того самого загрязняющего атмосферу угля.
Эркки Йохан Бекман уверен, что Россия обладает огромным авторитетом, тогда как западные институты теряют привлекательность. И потому наша страна может сыграть большую роль в международном диалоге по экологическим проблемам. А то, что необходимо искать баланс при развитии региона и сохранении его уникальных природных особенностей – не вызывает сомнений. Об этом также говорили эксперты в рамках «ECO-BARENTS — 2021».
Способствовать тому должно и председательство России в Арктическом совете. Только диалог способен найти консенсус в том, как совместно решать экологические проблемы и реагировать на экологические угрозы. Словом, переходить от «зелёных войн» к «зелёному сотрудничеству».