Парламент Латвии ставит крест на конституционных правах граждан
Против новых норм выступает не только часть правящей коалиции, но также президент страны Раймонд Вейонис и министр внутренних дел Рихард Козловскис.
ИА Откровенно RU. В Риге парламент Латвии обсуждает поправки в законодательство, направленные на борьбу с гибридной войной.
Если они вступят в силу, ответственность может грозить, например, за организацию молодежных лагерей в России, публикацию экспертных мнений или открытую критику должностных лиц.
Все это, по словам экспертов, может обернуться реальным сроком, настолько широки возможности интерпретации нового закона.
Против новых норм выступает не только часть правящей коалиции, но также президент страны Раймонд Вейонис и министр внутренних дел Рихард Козловскис, не говоря уже о журналистах и экспертах.
Их смущает то, что новые поправки идут вразрез с конституционной нормой о свободе слова, запрещают практически любую критику власти и ограничивают почти любую коммуникацию в общественном пространстве, которая так или иначе может быть интересна зарубежным спецслужбам (а судя по аннотации поправок, под это определение попадают даже опросы общественного мнения и экспертные оценки).
Помимо всего прочего, поправки предполагают восьмилетний срок за «действия, которые направлены против государственной независимости или суверенитета, на подрыв территориальной целостности, свержение государственной власти или смену государственного строя».
В действующей редакции статья предусматривает ответственность за «действия, направленные на насильственное свержение государственной власти».
В новом варианте насильственный характер действий уже не обязателен для привлечения к ответственности. По словам юриста и правозащитника Алексея Димитрова, эта формулировка означает, например, запрет даже на мирный сбор подписей за введение в Латвии монархии.
А по словам профессора Университета имени Страдыня Сергея Крука, возможности интерпретации гораздо шире: «Эта статья запрещает все, что угодно, включая призывы к досрочным выборам (право граждан, предусмотренное конституцией). Особенно если призывать будет Ушаков».
Пять лет заключения могут грозить также за «публичные призывы или распространение материалов, содержащих призывы против независимости и суверенитета Латвийской республики, а также за подрыв территориальной целостности, свержение государственной власти или изменение государственного строя».
Поправки содержат и совершенно новую статью — «За помощь иностранному государству или иностранной организации в осуществлении действий, вредных для интересов безопасности Латвийской республики». Срок — до пяти лет тюрьмы.
В аннотации сказано, что эта статья необходима для борьбы с угрозами гибридной войны. К последним относится почти все, что может как-то помочь иностранному государству продвигать свои интересы на территории Латвии — например, организация протестов.
Согласно аннотации, сесть на пять лет можно будет, например, за «дискредитацию высших должностных лиц», если это часть иностранной пропаганды. Сюда же относится организация военизированных молодежных лагерей, если лагерь находится на территории иностранного государства, а отправляются в него латвийские дети.
«Хуже всего то, что обоснованная критика высших должностных лиц не отделена от вредительской деятельности против государства. При желании статью можно толковать так широко, что можно применить, например, к пенсионеру, который на пикете не благостно отзывается о министре благосостояния», — прокомментировал ИА Откровенно RU депутат парламента от оппозиционного «Согласия» Валерий Агешин.
А по словам Алексея Димитрова, вводится тот же принцип, который действует в России в отношении госагентов: нельзя предоставлять какую бы то ни было информацию какой бы то ни было спецслужбе. Кроме того, из текста выходит, что информацию нельзя предоставлять, например, российским организациям, включая СМИ.
Это, в свою очередь, означает, что журналисты, которые работают на зарубежные СМИ, могут писать или снимать о Латвии только в позитивном ключе.
Первым высокопоставленным должностным лицом, открыто выступившим против поправок, стал президент Латвии Раймонд Вейонис. Несмотря на затянувшуюся болезнь, ограничивающую возможность его общественных выступлений, он дважды раскритиковал новые нормы.
«В интересах государственной безопасности не нарушать конституцию и свободу слова», — написал от в «Твиттере». А позже добавил: «Предложенные формулировки очень широко интерпретируемы и могут нарушать основные права. Основополагающие ценности нашего государства: свобода слова, свобода собраний и правовые основы. Поэтому надо разработать четкое регулирование, которое не допустит нарушение этих прав».
Позже в борьбу с поправками включился министр внутренних дел Рихард Козловскис. Он предложил ограничить статью, предусматривающую ответственность за «действия против независимости, государственной власти и т. д.»
Глава МВД считает, что наказывать надо только за такие действия, которые уже не прописаны в конституции как законные. Например, инициирование досрочных выборов — законная, закрепленная в конституции форма смены власти, однако одобренные депутатами поправки теоретически могут сделать это уголовно наказуемым деянием.
Однако на данном этапе ни министры, ни премьер-министр, ни даже президент страны не имеют полномочий остановить принятие поправок. Единственное, что они могут делать — выступать с предложениями, советами или критикой.
В компетенции депутатов — принимать или не принимать эти советы.