В мире начинается женский кризис
Экономическая рецессия наступила в первую очередь для женщин, считают эксперты ВЭФ. Во время онлайн-форума в Давосе приведены исследования, которые доказывают, что коронакризис усугубил гендерное неравенство на рынке труда. Женщин чаще увольняют, реже принимают на работу и им все еще платят намного меньше. Где же женщинам работается лучше: в Швеции, Пакистане или России?
Девушкам на работе не место? Во время острой фазы пандемии в некоторых странах число безработных женщин было непропорционально высоким. Например, в США на 9% мужчин, потерявших работу, приходилось 11% женщин. В Германии — 0,8 и 1,6% соответственно. Цифры также доказывают, что представительниц прекрасного пола чаще увольняли и реже восстанавливали на работе. Есть мнение, что это отбрасывает мир на несколько лет назад в деле борьбы за гендерное равенство, которое способствует экономическому росту без революций. Возможно, предпосылки этому есть.
По оценке McKinsey, женщины составляют только две пятых мировой рабочей силы, но на их долю пришлось более половины потерянных в результате пандемии рабочих мест. Объясняется это во многом тем, что бремя неоплачиваемого ухода за детьми, престарелыми и больными ложится на плечи женщин. Ситуация усугубляется существованием так называемых «женских» отраслей, по которым и ударил кризис: гостиничный и ресторанный бизнес, ритейл, отдых и госуправление.
Гендерная дискриминация — проявление естественных рыночных законов. Пока есть достаточное количество мужчин на рабочие места, необходимость в женщинах там не возникнет, а спрос рождает предложение.
Однако этот подход сегодня вступает в противоречие с ценностями, которые стоят выше нужд в иерархической пирамиде человеческих потребностей. Неслучайно в Европе выдвинуто требование увеличить женское представительство в руководствах компаний на 15%.
Это очеловечивает капитализм и позволяет ему развиваться без революций и смены строя. У этих ценностных достижений есть экономическое измерение: сокращение гендерных разрывов на 25% к 2025 году принесет глобальной экономике 5,8 трлн долларов.
Мужчины стоят дороже. В нашей стране гендерное равенство на рынке труда было объявлено еще в 1917 году. Однако баланса по-прежнему нет. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, на 33,5 млн занятых в экономике мужчин приходилось 32,3 млн женщин, то есть работу имели 69,4% мужчин и 57,9% женщин трудоспособного возраста. С 2002 года, времени проведения предыдущей переписи, цифры немного увеличились: тогда работу имели 56% женщин и 64% мужчин. Какая ситуация сегодня — покажет предстоящая перепись 2021 года.
Впрочем, постепенное снижение дискриминации доказывают и инициативы Минтруда по сокращению перечня исключительно мужских профессий: с 1 января 2021 года их число сократилось с 456 до 100. Теперь россиянкам официально можно водить высокоскоростные поезда и большегрузные автомобили, выполнять верхолазные работы на высоте свыше 10 метров и занимать места членов палубной команды.
Но при этом до сих пор сохраняется разница при оплате одной и той же работы, выполняемой мужчинами и женщинами. В среднем мужчине заплатят на 15% больше за тот же объем и сложность работы, чем женщине.
В мире этот разрыв составляет от 10% (в Швеции) до 30% (в Пакистане) в пользу мужчин.
Дискриминация по уровню образования. Существующую в мире гендерную разницу в показателях занятости можно объяснить тремя факторами. Во-первых, преимущественно на женские плечи ложится уход за детьми и ведение домашнего хозяйства, что снижает возможность полноценного трудоустройства. Во-вторых, официальная статистика не отражает теневой занятости. В-третьих, у девушек не такой широкий доступ к востребованному на рынке образованию.
Если мы не будем давать девочкам такого же образования, как мальчикам, не будем готовить их к работе в разных сферах экономики, разрыв будет только увеличиваться. Чтобы технический прогресс не приводил к усугублению гендерных разрывов, крайне важно стимулировать девушек и женщин к получению образования в таких областях, как технологии, инженерное дело и математика, мотивировать их заниматься наукой.
Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Откровенно RU (Калининград).